Что такое «Broken Heart» или Жети-Огуз (Джеты-Огуз) глазами интуриста
Озеро Иссык-Куль уже несколько дней дарило нам теплоту своих вод, нежность песчаного берега и блеск видневшихся вдали снежных вершин. Дни на кыргызской жемчужине всегда кажутся длиннее, жизнь размеренней, полное отсутствие волнений и забот по-настоящему умиротворяет. И где-то в середине отдыха мы решили – хватит прохлаждаться под пляжным зонтиком, пора бы нам отправиться на поиски приключений. За приключениями мы обратились к местной турфирме, которая предложила на выбор несколько маршрутов. Выбор пал на ущелье Жети-Огуз, Семь Быков, которые навечно остались вмурованы в горный хребет Терскей Ала-Тоо. Поездка обещала быть незабываемой – тёплые целебные источники, зелёные вершины столетних елей, и притаившийся среди рыжих скал горный водопад.
Всё утро мы провели в сборах. День обещал быть солнечным, на небе не было ни единого облачка, что для Иссык-кульской местности большая редкость. И вот мы уже в пути. Как оказалось, путь нам предстоял долгий – нужно было обогнуть озеро и добраться до южного берега, до города Каракол, а это два часа езды, если не обращать внимания на правила дорожного движения. Гид нам достался колоритный: смуглый парень лет 25-ти, в тюбетейке и с черной как смоль бородой. «Вылитый имам мечети» - подумала я, и оказалась отчасти права. Паренек был просто помешан на исламе, и буквально пропагандировал его, вставляя в обычный для гида рассказ различные исламские притчи. Но так было даже интересней, особенно для иностранных гостей.
Группа же, с которой нам предстояло провести весь оставшийся день, состояла из одних интуристов: из России, Казахстана, Украины, среди них был даже один француз. Француз этот, как он позднее смог объяснить на ломаном английском, пенсионер, и решил посетить Кыргызстан после недавней революции. Французы, они ведь сами те еще революционеры!
Два часа пролетели незаметно, за это время я успела многое узнать от гида – различные иссык-кульские легенды, историю покорения кыргызских вершин русскими учеными, и просто географические данные. Высадились мы в древнем городе Караколе, бывшем Пржевальске. Каракол удивил нас вековой дунганской мечетью и не менее старинным Свято-Троицким собором, построены оба храма без единого гвоздика. Прикоснувшись к древности и погрузившись в смутные мысли о человеческой истории, мы отправились в путь к могиле Н.М. Пржевальского, известного российского путешественника, погибшего на берегу Иссык-Куля. Неподалеку от памятника построен музей, где нам рассказали о жизни и открытиях учёного и натуралиста, рассказ подтверждали многие музейные экспонаты - животные и птицы, открытые Пржевальским, его личные вещи и составленные им карты Центральной Азии. Нелепая смерть настигла Пржевальского на пути к мечте – Тибетским храмам.
Еще полчаса дороги и мы оказались в горах. Огромные рыжие скалы, сплошь усеянные хвойными островками, сменяли круглые, лысые холмы, на которых не было ни единого кустика. Здесь царила почти полная тишина, прерываемая только звуком журчащей воды где-то вдали и фырканьем лошадей, мирно пасущихся в низине. Природную идиллию нарушали разве что столбы и бесконечные провода электролиний, неровными волнами тянущиеся к горизонту на синем полотне неба. «Разбитое сердце», как и «Семь быков», эти горные вершины своей формой оправдывали названия. Каждая со своей легендой, они стояли здесь, как немые свидетели всего происходившего за последнюю тысячу лет. Француз всю оставшуюся дорогу восторженно повторял – Broken heart, beautiful Broken heart!
Но вскоре его восторг сменился менее приятными ощущениями. Мы подъезжали к реке – белая от вспенившейся воды, неслась она, передвигая большие валуны и размывая берег, сегодня, как никогда, бурная и свирепая. Впереди показался мостик – связанные веревками брёвна и доски, сложно было поверить, что его размеры и прочность соответствуют бусику, наполненному нами. Француз в панике начал кричать, что он is afraid, а мы должны немедленно stop. Все пассажиры смеялись его страху, стараясь тем самым заглушить свой. Качаясь, машина медленно взбиралась колёсами на мокрые бревна, один за другим, сердце у меня ушло куда-то в пятки. Но вот, миновав препятствие, все облегченно вздохнули и вновь повеселели, пока нам не довелось узнать, что впереди таких мостиков еще шесть, один меньше другого. Мое подсознание предпочло стереть из памяти следующие 20 минут пути, единственное, что я помню – жующего свой рукав француза, смирившегося со своей участью.
Остановившись наконец на полянке, к моему удивлению, заселенной, с покосившимися от времени домиками, вокруг которых прогуливались важно куры, мы отдохнули и собрались в пеший путь к водопаду. Ну, или не совсем пеший. Завидев нас, местные жители на конях стали навязывать нам свои услуги – романтическая поездка верхом стоила дорого, и никто не соглашался. В конце концов, как часто происходит в нашей стране, удалось скинуть цену втрое. Надо признаться, поездка мне понравилась, хотя было немного страшно наблюдать за неуверенной походкой лошади, идущей по тонкой тропе на высоте полутора километров над рекой. Последний отрезок пути пришлось карабкаться самостоятельно.
Водопад «Девичьи косы» был восхитителен – с поросшей мхом скалы, верхушка которой уходила куда-то в глубь хвойного леса, устремлялась вниз вода, рассеиваясь и разбиваясь о выступы, так, что действительно была похожа на ручьи-косы. Именно здесь горная река укрощала свой нрав и превращалась в послушный, кристально чистый поток ледяной воды. Недалеко от потока стоял памятник погибшему здесь когда-то мальчику, нагоняя на людей какой-то подсознательный страх перед мощью природы. Здесь мы сделали привал, и каждый погрузился в свои мысли, настолько располагало это место размышлениям. Обратный путь был подобен отмотке плёнки назад, только теперь перед глазами снова и снова вставали картины путешествия – красота нетронутой природы и древние памятники, храмы, эти рукотворные свидетели человеческих судеб.
Заказать женскую одежду из Бишкека (Кыргызстана)